С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ
Беседы со священником на семинаре по русской боевой культуре в августе 2022 года. Удомля. Мста.
Батюшка был из под Петербурга: молодой, грамотный, живой, пел мирские песни и участвовал в тренировках по рукопашному бою.
–Если про попов, это ко мне, – пошутил он на лекции Григория, когда речь зашла о священниках и их влиянии на вхождение новой религии в русскую жизнь.
–Скажите, в чем жертва Христа? – спросил Шмель батюшку на следующий день. Шмель отлежался в палатке после первого дня тренировок и почувствовал в себе силы задать вопрос. Возраст все же давал о себе знать, Шмель быстрее уставал, хотя он и выглядел вполне неплохо даже среди молодых парней.
"А ещё на войну собрался!"– думал он, оценивая свое физическое состояние.
Священник помолчал.
–Христос умер за человеческие грехи, это я слышал, – используя паузу, добавил к своему вопросу Шмель. – Но я не понимаю, как возможно умереть за грехи других?
–Создавая человека по своему образу и подобию, Господь рисковал. Он дал человеку все возможности, которыми обладал сам: разум, волю, способность творить. Он понимал, что имея все, человек сможет развить в себе необходимые качества и стать равным Ему, сотворцом.
Батюшка говорил легко, свободно, уверенно, будто точно знал, что так оно все и было на самом деле.
– Но человек может использовать дары во вред себе, окончательно потеряться и до предела развратиться.
Шмель слушал не перебивая.
–Если будет реализован второй путь, то Богу не останется ничего, как отправить к человеку своего Сына, чтобы научить, показать путь, дать Новый завет, чтобы человек стал тем, каким был задуман изначально.
– Зачем это Богу?
– Человек – его творение, и он не может оставить его, он – Отец!
– Отец, и что?
– Мы привыкли к этому слову, но на самом деле оно коренным образом меняет в религии абсолютно все!
Ни в одной религии мира Бог не называет себя Отцом. В них он человеку недоступен, а в христианстве – Отец. Христианство предложило совершенно другие отношения между человеком и богом.
***
На следующий день все пошли к каменному кресту, установленному на Мсте два года назад. После молебна Шмель с батюшкой шли рядом.
– Скажите, каким образом Христос спустился в ад и что значит – спас умерших?
– Это другой уровень рассуждений, это о триединстве бога в действиях Сына. На ходу это сложно понять.
–По образованию я физик, – не отступал Шмель. – Триединство бога я понимаю, как три ипостаси огня: свет, тепло и излучение прочих невидимых волн.
– Существует такое толкование, но оно не полностью отражает идеи триединства Бога, – ответил батюшка, явно сворачивая разговор.
Рядом шли ещё двадцать молодых парней и разговор с батюшкой перешёл на более актуальную для них тему о воспитании детей. Сам батюшка, как оказалось, имел пятерых.
Дети Шмеля уже давно выросли и этот вопрос его мало интересовал. Он шел молча и следил за своим шагом, о котором рассказывал парням.
***
Оставался один день семинара. В воскресенье вечером батюшка собирался домой. Когда Шмель подошёл к нему, тот сворачивал палатку.
–Батюшка, последний вопрос.
– Давай! Только я собираться буду, а в процессе и поговорим.
–Хорошо? Иисус сказал: "Я есть путь и истина и жизнь". Что он имел ввиду? Какой путь? В чём истина? В чём жизнь?
–Путь Христа – самоотдача, истина в его правде, жизнь без него невозможна.
– Но в это нужно еще поверить. Лучше было бы, если бы пришло откровение, тогда и вера не нужна.
– К сожалению, многие забывают даже об откровении в житейской суете. Поэтому, без веры никуда.
Сфотографировались. Простились. В душе задержалось многое, особенно про Отца.
Сергей Шерстенников, 07.01.23